Марья Дунаева
Александр Глебович Невзоров - легенда российской тележурналис тики девяностых. Старшее поколение еще помнит его знаменитые «600 секунд», более молодым Александр Глебович известен в интернете благодаря своим взаимоотношениям с ЗАО РПЦ.
На сегодняшний день нельзя, пожалуй, найти более основательного критика религии в общем и РПЦ в частности, чем Александр Невзоров. В умении давать меткие и точные характеристики церкви, исполненные сарказма, ему нет равных. Он настолько преуспел в этом, что среди сотрудников ЗАО РПЦ существует негласный запрет на совместное с Невзоровым участие в каких бы то ни было дискуссиях, передачах и т.д.
С недавних пор у Александра Невзорова есть свой канал на Youtube, где он и ведёт свои «Уроки атеизма» - цикл передач, посвященных церкви, событиям, имеющим то или иное отношение к религии. Текстовые версии «Уроков» можно найти на сайте Незворова.
Однажды в интервью «Моему району» Незворов намекнул на то, что его критика церкви носит заказной характер:
— Отчего вас так раздражает РПЦ?
— Ну должен же я с кем-то воевать. На самом деле это для меня факультативное дело. Я случайно оказался в этом окопе. Меня попросили немножко подержать и для виду пострелять в ту сторону, пока подойдут основные силы. А они все не идут. Вот я и обжился в этом окопе, просторно в нем, портянками никто под нос не воняет, никто целиться не мешает, командиров нет.
Религиозные безумцы с жадностью ухватились за это, и теперь в любых спорах, стоит лишь только упомянуть Невзорова, непременно ткнут своего оппонента носом в этот, как им кажется, позорный, порочащий достоинство, факт.
В признании Невзорова, что его «Уроки атеизма» появились благодаря тому, что его кто-то попросил об этом, нет ничего особенного. Александр Глебович всегда говорил о том, что политикой и журналистикой он не занимается бесплатно. Наивно предполагать, что его интерес к РПЦ возник просто так.
Тема «стрельбы в окопах» поднималась в интервью радиостанции «Эхо Москвы». Когда ведущий спросил его, кто же попросил пострелять в РПЦ, Незворов имён называть не стал, но сообщил следующее:
…я же всегда честно говорю, что я не занимаюсь общественной жизнью на общественных началах. У меня есть своя жизнь, она совершенно параллельна моему трибунному и публицистическому имиджу, она является основной и принципиальной для меня, но у меня есть профессия, которая позволяет мне, скажем так, заниматься и вот этой стороной тоже. И естественно, очень многие вещи я делаю по заказу, но здесь совпало. Потому что предложений у меня бывает много и на разную тему, здесь совпало мое собственное, скажем так, недоумение по поводу происходящего в России и определенного рода просьба. Они не все там идиоты.
Возможно, некоторых людей, которые разделяют взгляды Невзорова на религию, коробит тот факт, что его антиклерикальная деятельность носит заказной характер. Но давайте вернёмся к тем аргументам и фактам, которые Александр Глебович использует в своей критике РПЦ.
Основные положения церковной критики Незворова заключаются в следующем:
РПЦ – это структура, паразитическая по своей сути (существует за счет государственных налогов, в то время как сама налоги не платит со своей торговли церковными атрибутами в храмах). И церковь можно и нужно заставить содержать саму себя, а не за счет налогоплательщиков: «Люди вправе верить во все, что хотят <…> Но в специально отведенных местах и за свой собственный счет. А не за счет всех остальных граждан России, которые почему-то должны из своего кармана налоговым образом оплачивать реконструкцию украшений их торговых точек, где они осуществляют продажу магических услуг».
РПЦ во все времена не могла иначе существовать как в тесном альянсе с государством. Вера в Христа в царской России подкреплялась «14-ю постоянно действующих статей уголовных уложений, страхом каторги, страх лишения прав состояния». В современной России эту функцию выполняет закон об оскорблении чувств верующих.
Церковь и наука – вещи несовместимые. Мировая история знает немало примеров того, как Церковь препятствовала развитию научных знаний, преследовала ученых, изобретателей: «… вся история взаимоотношений науки и религии – это беспрерывная и бесконечная война. Это сейчас попы изо всех сил вертят пигидием, объясняя, что они не против науки, окропляя, какие-то, падающие естественно после этого, космические аппараты, подстилаясь под теорию эволюции, но на самом деле эта война шла с самого момента усиления христианства, с самого момента зарождения европейской науки <… > И тех, кого они не могли сжечь, они ломали и насиловали другим образом. И никто почему-то не учитывает огромного количества тюремных заключений, остракизма, пыток, лишения возможности заниматься наукой.» (А.Невзоров. «Православие в школе: что говорить детям», «Церковь и наука»).
Нельзя найти более бесчеловечного и жестокого явления, чем религия. Свое истинное лицо, лицо нетерпимости, ненависти к инакомыслящим «мирная» религия, проповедующая смирение и покорность, демонстрировала неоднократно. Взять хотя бы тех же ученых, которые пачками оказывались замученными в церковных подвалах, а потом сжигались вместе с «крамольными» книгами. Можно вспомнить и хрестоматийную охоту на ведьм в Средневековье, настоящий «геноцид красоты», когда все красивые молодые женщины, объявлялись ведьмами и отправлялись на костер – во славу Христа.
Роль церкви в развитии русской культуры – не более, чем миф. «Потому что русская культура настолько конфликтна, настолько многосоставна, многоукладна, многослойна и многосложна, что к ней неприменимо никакое обозначение: ни православное, ни атеистическое, но факт простого численного представительства в этой культуре таких людей как Тургенев, Герцен, Белинский, Писарев, Добролюбов, Орбели, Мандельштам, Булгаков говорит сам за себя. То есть, культура, возможно, не атеистическая, но уж точно никак не православная, а с культурой общемировой – православие вообще никак не коррелируется, а с большей её частью находится в откровенном конфликте, потому что все эти вздыхания, верующесть некоторых ученых, они стоят две копейки». (А.Невзоров. «Православие в школе: что говорить детям»).
Подавляющее большинство примеров демонстрации веры – не что иное, как притворство, проявление не веры как таковой, а идеологии. «То есть злоба, агрессивность, нетерпимость, страсть писать доносы в милицию и прокуратуру, страсть обижаться, страсть устраивать истерики и страсть подгребать под себя как средства массовой информации, так и книгоиздательства, да и всё остальное прочее». Нельзя найти более ярких образчиков атеизма, чем сами попы. Поскольку из«очень сложного комплекта указаний, существующего в их религии, они выбрали себе только позолоченные тряпочки, наряды, бижутерию и болтовню в теплых студиях». Среди попов отдельно стоит выделить и главу РПЦ – Владимира Гундяева, который предпочитает доверить свою жизнь Федеральной службе охране, чем какому-то богу: «То есть, никаких даже предположений, что в сложной ситуации, в ситуации возникновения какого-то злого умысла на этого занятного персонажа, какие-нибудь ангелы, какой-нибудь бог самостоятельно отведут от него беду, даже таких предположений нет» (А.Невзоров. «Бытовой атеизм»).
Подведём итоги. Итак, есть таинственный некто в правящей верхушке, который, в силу отсутствия таланта и способностей к ораторству, а также желания остаться пока неизвестным, попросил, по всей видимости, не на безвозмездной основе, Александра Невзорова «посидеть в окопе, пострелять по церкви». Невзоров, будучи не просто талантливым публицистом, но еще и очень умным человеком, добился того, что попы стали бояться его больше, чем чёрта.
Как относиться к подобной «стрельбе», каждый решает сам для себя. Для кого-то важны причины, побудившие Невзорова вести информационную войну против клерикализма и мракобесия, для кого-то большую ценность представляют не мотивы Александра Глебовича, а те доводы, что он приводит: его доводы основаны на фактах, а факты, как говорится в одном известном романе, вещь упрямая. Будучи апологетом атеизма, Невзоров на своих «Уроках атеизма» препарирует РПЦ с особой тщательностью и скрупулёзностью. И, если результаты этого препарирования помогли превратить хотя бы одного «раба божьего» в здравомыслящего человека, значит, стоит сказать только спасибо тому таинственному заказчику стрельбы по РПЦ.
«Вызвав водопроводчика, вы не удивитесь, что он потребует деньги. К журналистике надо подходить с той же меркой.» (А. Невзоров).